Наука и инновации

1. Филиал кафедры педагогики на базе ГУО «СШ № 10 г. Барановичи» (руководитель – Наталья Александровна Василевич, преподаватель кафедры педагогики, магистр педагогических наук).

Филиал кафедры педагогики создан в 2008 году.

К направлениям работы филиала кафедры относятся:

  1. Научно-исследовательская работа: проводятся научные исследования в рамках выполнения курсовых, дипломных, магистерских работ по педагогическим дисциплинам и научно-исследовательских проектов; совместные публикации преподавателей кафедры педагогики и учителей; совместная разработка учителями и преподавателями тем для курсовых и дипломных работ студентов по проблемам начального образования; организация семинаров-практикумов по направлениям научно-исследовательской деятельности кафедры.
  2. Учебно-методическая работа: участие преподавателей кафедры в заседаниях методического объединения учителей начальных классов ГУО «ОСШ № 10 г. Барановичи» и консультирование по обозначенным проблемам; в инструктивно-методических совещаниях, в рамках которых проводятся консультации для учителей по вопросам оформления научно-исследовательских работ учащихся; посещение студентами факультативных занятий, педагогической мастерской, круглого стола; расширение базы учебно-методического кабинета факультета педагогики и психологии путём использования материалов Ресурсного центра «Информационно-компьютерные технологии в управлении деятельностью начальной школы», действующего на базе филиала кафедры.
  3. Организационно-методическая работа: совместная организация и проведение «Малых методических олимпийских игр»; «Ярмарки педагогических идей»; приглашение для преподавателей-стажёров учителей ГУО «ОСШ № 10 г. Барановичи» в качестве консультантов-практиков на занятия по педагогике (в рамках работы школы молодого преподавателя) по направлениям работы творческих групп учителей; использование материально-технической базы школы для проведения лабораторных занятий со студентами; организация педагогических практик студентов на базе ГУО «ОСШ №10 г. Барановичи» с проведением итоговых конференций.

2. Филиал кафедры педагогики на базе ГУО «СШ № 13 г. Барановичи» (руководитель – Наталья Владимировна Романчук, старший преподаватель кафедры педагогики, магистр педагогических наук).

Филиал кафедры педагогики создан в 2016 г.

Работа Филиала кафедры осуществляется по следующим направлениям:

Научно-исследовательская и инновационная деятельность:

  • проведение научных исследований профессорско-преподавательским составом кафедры и педагогами школы;
  • руководство научно-исследовательской работой студентов;
  • участие в международных научно-практических конференциях, семинарах;
  • научное консультирование инновационных проектов;
  • совместные публикации преподавателей кафедры и педагогов школы;
  • подготовка совместных с сотрудниками школы статей, материалов конференций, методических пособий, рецензирование статей и методических пособий сотрудников школы.

Учебно-методическая деятельность

  • совершенствование учебно-методического обеспечения (разработка и создание методического обеспечения практик, тренингов, практических занятий);
  • участие преподавателей кафедры в заседаниях методических объединений школы и консультирование по образовательным и методическим проблемам;
  • организация мастер-классов, проведение практических и лабораторных занятий по дисциплинам кафедры на базе школы;
  • распространение опыта педагогов школы;
  • организация учебных и производственных практик студентов на базе школы с проведением итоговых конференций;
  • оказание методической помощи сотрудникам школы с целью повышения эффективности производственных практик студентов;
  • проведение совместных научно-методических семинаров;
  • интеграция Интернет-сайтов факультета педагогики и психологии БарГУ и сайта школы. Создание страниц Филиала кафедры на сайтах, оформление стенда филиала кафедры педагогики и психологии БарГУ на базе школы;
  • создание видеоматериалов, электронных программных продуктов по обобщению лучшего педагогического опыта.

Воспитательная деятельность

  • профориентационная работа с учащимися, родителями и педагогами школы;
  • создание творческих проектов совместно с учащимися школы и студентами университета;
  • проведение воспитательных мероприятий, направленных на гуманизацию общества в отношении лиц с особенностями психофизического развития, инвалидностью и другими особенностями.

3. Филиал кафедры педагогики и СГД на базе ГУО «СШ №19 г.Барановичи» (руководитель – Демидович Анатолий Викторович, заведующий кафедрой педагогики и СГД, кандидат исторических наук, доцент)

Задачи Филиала кафедры:

  • обновление содержания, технологий изучения социально-гуманитарных дисциплин, форм организации управляемой самостоятельной работы студентов, внедрение  инновационных педагогических достижений в рамках образовательной концепции высшей школы;
  • методическое сопровождение адаптации обучающихся университета к работе в учреждениях образования на основе компетентностного подхода;
  • проведение научно-исследовательской, учебно-методической, практико-ориентированной и учебной деятельности;
  • осуществление педагогического мониторинга в области научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и методической деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры и педагогов ГУО «Средняя школа № 19 г. Барановичи»;
  • проведение профориентационной работы среди учащихся, родителей, педагогического коллектива школы;
  • реализация Миссии, Политики и Целей университета в области качества, требований стандартов системы менеджмента качества университета в пределах установленных настоящим Положением полномочий.

Работа Филиала кафедры осуществляется по следующим направлениям: научно-исследовательская и инновационная, учебно-методическая и воспитательная деятельность.

Научно-исследовательская и инновационная деятельность включает:

  • проведение научных исследований профессорско-преподавательским составом кафедры и педагогами школы;
  • руководство научно-исследовательской работой студентов и учащихся;
  • участие в международных научно-практических конференциях, семинарах: совместные публикации преподавателей кафедры и педагогов школы;
  • подготовку совместных с сотрудниками школы статей, материалов конференций, методических пособий, рецензирование статей и методических пособий сотрудников школы.

Учебно-методическая деятельность включает:

  • совершенствование учебно-методического обеспечения (разработка и создание методического обеспечения, практических занятий, пополнение банка данных  научно-исследовательских материалов);
  • участие преподавателей кафедры в заседаниях методических объединений школы и консультирование по образовательным и методическим проблемам;
  • распространение опыта педагогов школы;
  • интеграцию Интернет-сайтов факультета педагогики и психологии БарГУ и сайта школы. Создание страниц Филиала кафедры на сайтах, оформление стенда филиала кафедры социально-гуманитарных дисциплин БарГУ на базе школы;
  • создание видео материалов, электронных программных продуктов  по обобщению лучшего педагогического опыта.

Воспитательная деятельность включает:

  • профориентационную работу с учащимися, родителями и педагогами школы;
  • создание творческих проектов совместно с учащимися школы и студентами университета;
  • проведение воспитательно-идеологических мероприятий.

4. Студенческая научно-исследовательская лаборатория «Педагогический поиск» (руководитель – Юлия Владимировна Башкирова, старший преподаватель кафедры педагогики).

Целью функционирования лаборатории является создание условий для реализации творческих способностей студентов, развития их социально-педагогической компетентности, активного включения в научно-исследовательскую деятельность университета, а так же повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием, развитие научно-исследовательского потенциала студентов.

В процессе деятельности лаборатории студенты практически овладевают научными методами познания, учатся творчески осваивать учебный материал. С помощью лаборатории студенты привлекаются к активной научно-исследовательской и научно-производственной работе, что содействует всестороннему развитию личности, ознакомлению с мировыми достижениями науки и техники. Деятельность лаборатории способствует формированию навыков самостоятельного решения актуальных научно-исследовательских задач в ходе подготовки и переподготовки кадров с высшим образованием, формированию творческих инновационных подходов к организации и проведению научных исследований.

5. Кабинет ресурсного обеспечения профилактики насилия над несовершеннолетними и торговли людьми (руководитель – Валентина Ивановна Козел, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент).

Цель функционирования — ресурсная поддержка студенческих инициатив, разработка и внедрение в педагогическую практику научно-методического продукта, обеспечивающего подготовку будущих специалистов к профилактике насилия над несовершеннолетними и торговли людьми.

Деятельность Кабинета осуществляется в следующих направлениях:

  1. научно-методическое сопровождение субъектов образовательного процесса в учреждениях высшего образования, реализующих подготовку будущих специалистов к профилактике насилия над несовершеннолетними и торговли людьми;
  2. исследовательское (организация и проведение научных исследований и мониторинга качества образовательного процесса в учреждениях, работающих по профилактике насилия над несовершеннолетними и торговли людьми);
  3. консультативное (консультирование будущих специалистов по проблемам профилактики насилия над несовершеннолетними и торговли людьми);
  4. издательское (разработка и подготовка печатной продукции по проблемам профилактики насилия над несовершеннолетними и торговли людьми);
  5. просветительское (формирование у будущих специалистов толерантного отношения к детям; поддержка и популяризация позитивного опыта реализации практики профилактики насилия над несовершеннолетними и торговли людьми; сотрудничество со средствами массовой информации, общественными организациями, родительским и педагогическим сообществами; установление связей с научно-методическими учреждениями, органами МВД в Республике Беларусь).

Основными функциями Кабинета являются:

  1. реализация комплекса образовательно-консультационных услуг будущим специалистам по профилактике насилия над несовершеннолетними и торговли людьми (теоретико-методологические и научно-методические материалы, концепции, структурно-функциональные и организационные модели, проекты, методики, технологии, дидактические приемы, диагностический инструментарий и т. д.);
  2. научно-методическое сопровождение мероприятий с детьми и их родителями в учреждениях образования по профилактике насилия над несовершеннолетними и торговли людьми (программы, методики, технологии, рекомендации, сценарии и т.д.);
  3. осуществление учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов, магистрантов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава факультетов по профилактике насилия над несовершеннолетними и торговли людьми (курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, научные публикации);
  4. подготовка информационно-аналитических материалов по развитию практики профилактики насилия над несовершеннолетними и торговли людьми (научные и учебно-методические публикации) и проведение инфо-кампаний;
  5. проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, тренингов;
  6. мониторинг информации о выполненной работе.

На базе кабинета функционирует:

  • научный кружок;
  • форум-театр «Альтернатива насилию»;
  • диалог-кафе;
  • видеооцентр «Аналитик».

6. Интеллектуально-творческое объединение «Студенческая мастерская инноваций»

Интеллектуально-творческое объединение «Студенческая мастерская инноваций» является добровольным открытым объединением. Среди прочих направлений деятельности, одним из направлений является исследовательское (организация и проведение научных исследований).

Задачи объединения:

  • формирование академических, профессиональных и социально-личностных компетенций будущих педагогов в области менеджмента в проектной деятельности, социального партнёрства;
  • воспитание у будущих педагогов активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры, формирование у них готовности к профессиональному самоутверждению через активную творческую деятельность;
  • организация обучения будущих педагогов менеджменту в проектной деятельности, саморазвитию;
  • формирование навыков ведения предпроектного исследования для выбора направления деятельности и построения концепции будущего проекта;
  • реализация творческого потенциала одарённых студентов;
  • разработка методического обеспечения (дидактического материала, сценариев внеклассных мероприятий, содержания родительских собраний, семинаров-тренингов, видеокейсов для обучающихся и педагогов и т. д.)
  • подготовка будущих педагогов к реализации социального партнёрства в воспитании социальной активности, умений продуктивного социального взаимодействия через командно-проектную деятельность;
  • активное включение студентов в процесс самообразования и саморазвития, волонтёрскую деятельность через организацию социальных практик и профессиональных проб;
  • создание краудсорсинговой платформы по реализации проектов и студенческих инициатив (web-сайт);
  • разработка и содействие изданию практических руководств, пособий, практикумов, рабочих тетрадей и др. материалов по результатам реализованных проектов;
  • организация интеллектуальных игр по развитию творческих способностей студентов;
  • проведение научно-методических конференций, семинаров, круглых столов, дискуссий, конкурсов с - участием ученых, практических работников, представителей общественных объединений и организаций, студентов других учреждений высшего образования, школьников по направлениям деятельности объединения.

В ходе деятельности объединения формируются базы данных:

  • банк научно-методических разработок и рекомендаций по написанию, презентации и реализации проектов;
  • банк научной, научно-популярной, методической литературы по игровым технологиям, социальному партнёрству, волонтёрской деятельности;
  • банк диагностического инструментария по изучению социальных проблем;
  • банк данных об учреждениях, организациях, объединениях, частных лицах, заинтересованных в воспитании у будущих педагогов социальной активности, навыков продуктивного социального взаимодействия, готовности к профессиональному самоутверждению.