Кафедра педагогики и социально-гуманитарных дисциплин
 
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Учебная дисциплина «Основы коррекционной педагогики в начальном образовании»

Специальность

1-01 02 01 Начальное образование

Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы

Компонент учреждения высшего образования.

Модуль «Психолого-педагогические дисциплины»

Семестр изучения

8 семестр

Трудоемкость в зачетных единицах

3 з.е.

Количество академических часов

96 академических часов

Форма промежуточной аттестации

зачет

Формируемые компетенции

СК-11/12: планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении.

 

Результаты обучения

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

знать: основные теоретические понятия и категории; особенности психофизического развития детей с различными нарушениями развития; нормативно-правовые аспекты взаимодействия систем общего и специального образования в Республике Беларусь; сущность, направления и средства реализации индивидуального подхода к воспитанию и к процессу формирования учебных навыков у детей с отклонениями в развитии и поведении;

уметь: проектировать фрагменты уроков с использованием современных образовательных технологий; анализировать учебные занятия по конкретным образовательным технологиям; вырабатывать собственное видение образовательного процесса с использованием образовательных технологий, используя оптимальные методы, формы и средства обучения; обладать способностью к межличностным коммуникациям; воспитывать толерантное отношение к лицам с особенностями психофизического развития и с инвалидностью;  использовать оптимальные методы, формы и средства воспитания;  формировать начальные практические умения в реализации индивидуальной образовательной помощи учащимся с особенностями в развитии и поведении в условиях начальной школы;

иметь навык: применения диагностических приемов оценки состояния учебных навыков у ребенка с особенностями в развитии и поведении; здоровьесбережения;  владения приемами оказания индивидуальной помощи в процессе формирования учебных навыков у ребенка с отклонениями в развитии в условиях начальной школы; владения приемами организации эффективного взаимодействия с семьей ребенка с особенностями в развитии и поведении.

Пререквизиты

Изучение учебной дисциплины базируется на содержании учебных дисциплин «Основы педагогики», «Дидактика начальной школы» и «Педагогические технологии в начальном образовании».

Краткое содержание учебной дисциплины

Теоретико-методологические основы коррекционной педагогики.

Эволюция отношения общества к лицам с особенностями психофизического развития.

Причины отклонений в психическом развитии.

Закономерности развития детей с особенностями психофизического развития.

Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью.

Психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи и сенсомоторной сферы.

Поведенческие и эмоциональные нарушения.

Специфика социальных отношений детей с особенностями психофизического развития.

Характеристика симптомокомплексов неблагополучного развития личности и пути коррекции.

Профилактика соматического и физического дискомфорта в образовательном процессе.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными физическими и психическими нарушениями.

Основы теории обучения детей с особенностями психофизического развития.

Пути реализации принципа коррекционной направленности процесса обучения детей с особенностями психофизического развития.

Проектирование и моделирование образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития.

Основы теории коррекционной работы с детьми с особенностями психофизического развития.

Методы коррекционно-педагогической работы.

Система организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития.

Учитель начальной школы как субъект коррекционно-педагогической деятельности.

Организация межличностного взаимодействия детей с нарушениями психофизического развития.

Семейное воспитание детей с особенностями психофизического развития.

Адрес:
каб. 309/1, ул.Парковая, 62, 225401 г.Барановичи, Брестская обл.

Заведующий кафедрой:
Клещёва Елена Анатольевна

Телефон:
+375 0163 50 91 00

Руководитель секции:
Руднева Анна Эдуардовна

Телефон:
+375 0163 68 01 53

E-mail:
kaf.ped@barsu.by

 

 

Планируете ли Вы поступать в магистратуру для продолжения педагогического образования?