Специальность |
1-01 02 01 Начальное образование |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Компонент учреждения высшего образования. Модуль «Психолого-педагогические дисциплины» |
Семестр изучения |
8 семестр |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 з.е. |
Количество академических часов |
96 академических часов |
Форма промежуточной аттестации |
зачет |
Формируемые компетенции |
СК-11/12: планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении.
|
Результаты обучения |
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен: знать: основные теоретические понятия и категории; особенности психофизического развития детей с различными нарушениями развития; нормативно-правовые аспекты взаимодействия систем общего и специального образования в Республике Беларусь; сущность, направления и средства реализации индивидуального подхода к воспитанию и к процессу формирования учебных навыков у детей с отклонениями в развитии и поведении; уметь: проектировать фрагменты уроков с использованием современных образовательных технологий; анализировать учебные занятия по конкретным образовательным технологиям; вырабатывать собственное видение образовательного процесса с использованием образовательных технологий, используя оптимальные методы, формы и средства обучения; обладать способностью к межличностным коммуникациям; воспитывать толерантное отношение к лицам с особенностями психофизического развития и с инвалидностью; использовать оптимальные методы, формы и средства воспитания; формировать начальные практические умения в реализации индивидуальной образовательной помощи учащимся с особенностями в развитии и поведении в условиях начальной школы; иметь навык: применения диагностических приемов оценки состояния учебных навыков у ребенка с особенностями в развитии и поведении; здоровьесбережения; владения приемами оказания индивидуальной помощи в процессе формирования учебных навыков у ребенка с отклонениями в развитии в условиях начальной школы; владения приемами организации эффективного взаимодействия с семьей ребенка с особенностями в развитии и поведении. |
Пререквизиты |
Изучение учебной дисциплины базируется на содержании учебных дисциплин «Основы педагогики», «Дидактика начальной школы» и «Педагогические технологии в начальном образовании». |
Краткое содержание учебной дисциплины |
Теоретико-методологические основы коррекционной педагогики. Эволюция отношения общества к лицам с особенностями психофизического развития. Причины отклонений в психическом развитии. Закономерности развития детей с особенностями психофизического развития. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью. Психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи и сенсомоторной сферы. Поведенческие и эмоциональные нарушения. Специфика социальных отношений детей с особенностями психофизического развития. Характеристика симптомокомплексов неблагополучного развития личности и пути коррекции. Профилактика соматического и физического дискомфорта в образовательном процессе. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными физическими и психическими нарушениями. Основы теории обучения детей с особенностями психофизического развития. Пути реализации принципа коррекционной направленности процесса обучения детей с особенностями психофизического развития. Проектирование и моделирование образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития. Основы теории коррекционной работы с детьми с особенностями психофизического развития. Методы коррекционно-педагогической работы. Система организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития. Учитель начальной школы как субъект коррекционно-педагогической деятельности. Организация межличностного взаимодействия детей с нарушениями психофизического развития. Семейное воспитание детей с особенностями психофизического развития. |