Управляемая самостоятельная работа – это самостоятельная работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве лица из числа профессорско-преподавательского состава и контролируемая на определенном этапе обучения преподавателем.
Целями управляемой самостоятельной работы студентов является:
- активизация учебно-познавательной деятельности студентов;
- формирование у студентов знаний, умений и навыков, направленных на самостоятельное, творческое решение учебных, научных и производственных задач;
- снижение аудиторной недельной нагрузки студентов и сокращение числа аудиторных занятий с пассивным восприятием студентами учебной информации.
Виды и содержание заданий по УСР студентов устанавливаются в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами специальностей, учебными программами дисциплин.
Общими принципами эффективной организации УСР студентов является ее обязательное планирование, полное организационно-методическое обеспечение и контроль со стороны преподавателя.
Основными исходными позициями для определения содержания учебного материала для УСР студентов должны выступать:
- минимизация уровня сложности и объема информации в учебном материале для самостоятельного изучения студентами;
- взаимосвязь содержания учебного материала, изученного на учебных занятиях, с материалом для самостоятельной работы;
- соответствие объема и уровня сложности учебного материала для УСР студентов возможностям и способностям студентов, а так же времени, отведенному в соответствии с графиком контроля УСР студентов.
Преподаватели на первом занятии информируют студентов о темах, формах контроля, видах отчетности и сроках ее предоставления на кафедру, методике организации УСР.
При составлении заданий УСР по учебной дисциплине необходимо предусмотреть возрастание их сложности: от заданий, формирующих достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания, к заданиям, формирующим компетенции на уровне воспроизведения, и далее к заданиям, формирующим компетенции на уровне применения полученных знаний.
При оценивании УСР студентов ППС кафедры педагогики учитывает:
- объем проработанного материала в соответствии с заданием;
- степень исполнения (проработанность всех аспектов задания, оформление работы в соответствии с требованиями, соблюдение установленных сроков представления работы на проверку и т.п.);
- степень самостоятельности, творческой активности, инициативности студентов;
- качество освоения учебного материала (умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач, логичность и четкость изложения изученного материала и т.д.);
- компетентность студента в раскрываемых вопросах.
Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, направленное на формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.
Таким образом, речь идет о подготовке специалистов завтрашнего дня, конкурентоспособных в мировом масштабе, умеющих творчески, оперативно решать нестандартные производственные, научные, учебные задачи с максимально значимым эффектом, как для себя, так и в целом для общества.
В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:
- углублять и расширять их профессиональные знания;
- формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;
- научить студентов овладевать приемами процесса познания;
- развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;
- развивать познавательные способности будущих специалистов.
В ходе постановки целей и задач необходимо учитывать, что их выполнение направлено не только на формирование общеучебных умений и навыков, но и определяется рамками данной предметной области.
УСР студентов на кафедре педагогике организуется в следующих формах (на примере специальности «Социальная педагогика»):
Традиционные формы:
- Контрольный опрос
- Защита рефератов.
- Мультимедийная презентация.
- Контрольная работа.
- Тестирование.
- Круглый стол.
- Дискуссия.
- Фронтальный опрос.
- Подготовка плана-конспекта.
- Устный опрос.
- Письменный опрос.
- Подготовка докладов.
- Тренинг.
- Самостоятельное составление тренингов.
- Практические задания.
- Подготовка выступлений.
- Сообщение.
- Блиц-опрос.
- Проведение диагностик.
- Конференция.
Формы УСР, специфичные для кафедры педагогики:
Педагогическая игра.
Педагогическая игра – это активная самостоятельная деятельность человека, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков и их применение в процессе достижения цели игры. Педагогическая игра является средством формирования коммуникативных умений у будущих учителей. Педагогические игры, введенные в учебный процесс при соблюдении ряда условий, являются эффективным средством подготовки студентов к профессии учителя.
Конспект мероприятия.
Составление папок профильного самообразования.
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека, это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создаёт не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью. (А. Г. Мыслевченко, И. Л. Наумченко)
Проект мероприятия.
Проект (от лат. Projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта ( устройства, работы, услуги ).
Решение педагогических задач.
Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса.
Создание творческого проекта.
Творческий проект – это самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной. Творческий проект — это работа, которая требует вдохновения, самостоятельности и креативности. В основе проекта лежит идея по улучшению окружающего мира. Выполнение такого проекта развивает творческие способности, логику, умения и навыки.
Подготовка схемы анализа документов.
Анализ документов – это совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач.
Выполнение индивидуальных заданий по критериям эффективности исследования.
Разработка учебных программ.
Учебная программа – созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
Список форм контроля УСР, используемый на кафедре достаточно широк.