Кафедра педагогики и социально-гуманитарных дисциплин
 
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Учебно-методические материалы

Управляемая самостоятельная работа – это самостоятельная работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве лица из числа профессорско-преподавательского состава и контролируемая на определенном этапе обучения преподавателем.

Целями управляемой самостоятельной работы студентов является:

  • активизация учебно-познавательной деятельности студентов;
  • формирование у студентов знаний, умений и навыков, направленных на самостоятельное, творческое решение учебных, научных и производственных задач;
  • снижение аудиторной недельной нагрузки студентов и сокращение числа аудиторных занятий с пассивным восприятием студентами учебной информации.

Виды и содержание заданий по УСР студентов устанавливаются в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами специальностей, учебными программами дисциплин.

Общими принципами эффективной организации УСР студентов является ее обязательное планирование, полное организационно-методическое обеспечение и контроль со стороны преподавателя.

Основными исходными позициями для определения содержания учебного материала для УСР студентов должны выступать:

  • минимизация уровня сложности и объема информации в учебном материале для самостоятельного изучения студентами;
  • взаимосвязь содержания учебного материала, изученного на учебных занятиях, с материалом для самостоятельной работы;
  • соответствие объема и уровня сложности учебного материала для УСР студентов возможностям и способностям студентов, а так же времени, отведенному в соответствии с графиком контроля УСР студентов.

Преподаватели на первом занятии информируют студентов о темах, формах контроля, видах отчетности и сроках ее предоставления на кафедру, методике организации УСР.

При составлении заданий УСР по учебной дисциплине необходимо предусмотреть возрастание их сложности: от заданий, формирующих достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания, к заданиям, формирующим компетенции на уровне воспроизведения, и далее к заданиям, формирующим компетенции на уровне применения полученных знаний.

При оценивании УСР студентов ППС кафедры педагогики учитывает:

  • объем проработанного материала в соответствии с заданием;
  • степень исполнения (проработанность всех аспектов задания, оформление работы в соответствии с требованиями, соблюдение установленных сроков представления работы на проверку и т.п.);
  • степень самостоятельности, творческой активности, инициативности студентов;
  • качество освоения учебного материала (умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач, логичность и четкость изложения изученного материала и т.д.);
  • компетентность студента в раскрываемых вопросах.

Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, направленное на формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

Таким образом, речь идет о подготовке специалистов завтрашнего дня, конкурентоспособных в мировом масштабе, умеющих творчески, оперативно решать нестандартные производственные, научные, учебные задачи с максимально значимым эффектом, как для себя, так и в целом для общества.

В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:

  • углублять и расширять их профессиональные знания;
  • формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;
  • научить студентов овладевать приемами процесса познания;
  • развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;
  • развивать познавательные способности будущих специалистов.

В ходе постановки целей и задач необходимо учитывать, что их выполнение направлено не только на формирование общеучебных умений и навыков, но и определяется рамками данной предметной области.

УСР студентов на кафедре педагогике организуется в следующих формах (на примере специальности «Социальная педагогика»):

Традиционные формы:

  • Контрольный опрос
  • Защита рефератов.
  • Мультимедийная презентация.
  • Контрольная работа.
  • Тестирование.
  • Круглый стол.
  • Дискуссия.
  • Фронтальный опрос.
  • Подготовка плана-конспекта.
  • Устный опрос.
  • Письменный опрос.
  • Подготовка докладов.
  • Тренинг.
  • Самостоятельное составление тренингов.
  • Практические задания.
  • Подготовка выступлений.
  • Сообщение.
  • Блиц-опрос.
  • Проведение диагностик.
  • Конференция.

Формы УСР, специфичные для кафедры педагогики:

Педагогическая игра.

Педагогическая игра – это активная самостоятельная деятельность человека, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков и их применение в процессе достижения цели игры. Педагогическая игра является средством формирования коммуникативных умений у будущих учителей. Педагогические игры, введенные в учебный процесс при соблюдении ряда условий, являются эффективным средством подготовки студентов к профессии учителя.

Конспект мероприятия.

Составление папок профильного самообразования.

Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека, это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создаёт не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью. (А. Г. Мыслевченко, И. Л. Наумченко)

Проект мероприятия.

Проект (от лат. Projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта ( устройства, работы, услуги ).

Решение педагогических задач.

Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса.

Создание творческого проекта.

Творческий проект – это самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной. Творческий проект — это работа, которая требует вдохновения, самостоятельности и креативности. В основе проекта лежит идея по улучшению окружающего мира. Выполнение такого проекта развивает творческие способности, логику, умения и навыки.

Подготовка схемы анализа документов.

Анализ документов – это совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач.

Выполнение индивидуальных заданий по критериям эффективности исследования.

Разработка учебных программ.

Учебная программа – созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

Список форм контроля УСР, используемый на кафедре достаточно широк.

Адрес:
каб. 309/1, ул.Парковая, 62, 225401 г.Барановичи, Брестская обл.

Заведующий кафедрой:
Клещёва Елена Анатольевна

Телефон:
+375 0163 50 91 00

Руководитель секции:
Руднева Анна Эдуардовна

Телефон:
+375 0163 68 01 53

E-mail:
kaf.ped@barsu.by

 

 

Планируете ли Вы поступать в магистратуру для продолжения педагогического образования?