С целью совершенствования практической подготовки будущих специалистов к работе в условиях инклюзии в Барановичском государственном университете в 2018 г. создан филиал кафедры педагогики на базе центра медицинской реабилитации (ЦМР) для детей с психоневрологическими заболеваниями «Рефлекс». Осуществляется взаимодействие специалистов ЦМР с центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) г. Барановичи, комиссией по делам несовершеннолетних (КДН) и другими государственными учреждениями в пределах своей компетенции.
На базе ЦМР и ЦКРОиР проводится подготовка будущих специалистов в рамках учебной (ознакомительной) практики по специальности 1-03 04 01 Социальная педагогика.
Специфика работы ЦМР для детей с психоневрологическими заболеваниями «Рефлекс» г. Барановичи — комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация детей с поражениями центральной нервной системы (ЦНС), сопровождающимися задержкой психомоторного развития.
Учебно-воспитательная работа ЦМР включает в себя:
- организацию и проведение индивидуальных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста с учетом результатов их обследования и диагностики;
- развитие познавательной сферы детей особой заботы;
- проведение консультаций для родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей;
- рекомендации родителям для самостоятельной работы с детьми;
- проведение анкетирования родителей, психолого-педагогическое просвещение;
- организацию и проведение лекций и бесед для родителей детей;
- методическое обеспечение учебно-воспитательной работы.
Цели психолого-педагогической службы ЦМР следующие:
- психолого-педагогическая реабилитация детей с поражениями ЦНС, сопровождающимися задержкой психомоторного развития;
- реализация права детей особой заботы на получение своевременной квалифицированной коррекционно-реабилитационной помощи со стороны государства по месту жительства;
- улучшение психологического статуса и социального положения детей с инвалидностью в семье, коллективе, обществе;
- информационное обслуживание в области дефектологии, педагогики, психологии.
Задачи психолого-педагогической службы ЦМР:
- диагностический мониторинг — ранняя нейропсихологическая диагностика, системный анализ нарушений высших психических функций у детей, имеющих поражение нервной системы;
- выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в различных условиях обучения, в соответствии со структурой дефекта и их познавательными возможностями;
- ранняя комплексная реабилитация детей с органическими поражениями ЦНС, сопровождающимися двигательными нарушениями, умеренно выраженными нарушениями умственного развития, речи;
- организация учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития;
- прослеживание динамики развития ребенка особой заботы на протяжении дошкольного и школьного возраста;
- координация и методическое руководство деятельностью учителей-дефектологов, педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов системы образования по осуществлению мер, содействующих полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе;
- обучение лиц, обеспечивающих воспитание и уход за детьми, методам реабилитации в домашних условиях;
- психолого-педагогическое консультирование детей, родителей и специалистов ЦМР; формирование здорового образа жизни, психологической культуры и психологического здоровья населения.
Основными формами работы педагогов, воспитателей, психологов ЦМР являются:
- индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей;
- семейное консультирование;
- индивидуальные и групповые развивающие и психокоррекционные занятия с детьми;
- деловые игры, тренинги и другие формы активной психолого-педагогической работы с детьми, их родителями.
На базе филиала кафедры проводятся научные исследования студентов и преподавателей.
Подготовка педагогов на базе ЦМР для детей с психоневрологическими заболеваниями и ЦКРОиР пособствует активизации научно-исследовательской работы по проблеме здоровьесберегающих педагогических технологий, инклюзивного образования, повышению профессиональной культуры будущих специалистов системы образования, разработке научно-обоснованных показателей реабилитации детей особой заботы; проведению просветительной, профилактической психолого-педагогической работы с родителями, населением города.
https://ped.barsu.by/index.php/novosti-i-ob-yavleniya/cmr#sigProIdcd30ff4214