ЛУКАШЕНЯ ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА,
Доцент кафедры педагогики и социально-гуманитарных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент
Образование
Могилевский технологический институт, факультет общественного питания; 1974-79 гг.
Московский Ордена Дружбы народов кооперативный институт Центросоюза, педагогический факультет; 1989-91 гг.
Аспирантура академии последипломного образования, кафедра педагогики; 1999-2001 гг.
Защита кандидатской диссертации и получение ученой степени кандидат педагогических наук; 2003г.
Получение ученого звания доцент по специальности «Педагогика»; 2007г.
Докторантура Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта; 2012-2015 гг.
Опыт работы
1973-74 гг. Легкая швейная промышленность; швея.
1979-1987 гг. Общественное питание; зав. производством, инженер-технолог.
1987-1994 гг. Барановичское педагогическое училище; преподаватель.
1994-1997 гг. Барановичский педагогический колледж: старший преподаватель.
1997-2004 гг. Барановичский государственный высший педагогический колледж; старший преподаватель.
2004-2015 гг. Учреждение образования «Барановичский государственный университет»; доцент.
2015 г. Учреждение образования «Барановичский государственный университет»; профессор.
Учебная деятельность
Преподаваемые учебные дисциплины : технология приготовления пищи, технология швейного производства, методика трудового обучения, педагогическая диагностика, новые педагогические технологии, методика преподавания технологии, методика преподавания обслуживающего труда.
Подготовленные учебно-методические материалы :
Средства обучения школьников технологии: учеб.-метод. пособие. – Барановичи: БарГУ, 2003. – 50с.
Базовая программа по методике преподавания технологии для специальности 1-03 04 04 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд). – Барановичи: БарГУ, 2005. – 13с.
Базовая программа по методике трудового обучения для специальности 1-02 03 07-03 Иностранный язык (английский). Технология (обслуживающий труд). – Барановичи: БарГУ, 2005. – 13с.
Базовая программа по новым педагогическим технологиям для специальности 1-02 06 02-06 Технология (обслуживающий труд). Социальная педагогика. – Барановичи: БарГУ, 2005. – 19с.
Базовая программа по педагогической диагностике в трудовом обучении для специальности 1-02 06 02-06 Технология (обслуживающий труд). Социальная педагогика. – Барановичи: БарГУ, 2005. – 22с.
Дидактический комплекс учебной дисциплины: учеб.-метод. пособие. – Барановичи: БарГУ, 2006. – 108с.
Технологизация процесса написания научной статьи: метод. рекомендации / сост. З.В. Лукашеня. – Барановичи: БарГУ, 2007. – 20с.
Технологические аспекты педагогического исследования (на примере процесса трудовой и технологической подготовки школьников) [Текст]: учеб.-метод.пособие для студентов высш.учеб.заведений. – Барановичи:РИОБарГУ, 2009. – 180с.
Методика трудового обучения. Учебная программа для студентов специальности 1-02 06 02 Технология (по направлениям) Дополнительная специальность 1-02 06 02-06 Технология (обслуживающий труд). Социальная педагогика. – Барановичи:РИОБарГУ, 2009. – 25с.
Процесс трудовой подготовки школьников [Текст]: учеб.-метод.пособие для студентов высш.учеб.заведений: в 3 ч. – Барановичи:РИОБарГУ, 2010.-Ч.1: Процесс трудового обучения школьников как объект технологизации.-112с.
Методика трудового обучения. Учебная программа для студентов специальности: 1-02 03 07 Иностранный язык (английский). Дополнительная специальность 1-02 03 07-03 Иностранный язык (английский). Технология (обслуживающий труд) .- Барановичи:РИОБарГУ, 2011. – 20с.
Методика трудового обучения. Учебная программа для студентов специальности: 1-03 04 04 Практическая психология. Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд) . – Барановичи:РИОБарГУ, 2011. – 26с.
Творческие проекты в школе. Учебная программа для студентов специальности: 1-02 06 02 Технология. Дополнительная специальность1-02 06 02-06 Технология (обслуживающий труд). Социальная педагогика .- Барановичи:РИОБарГУ, 2011. – 17с.
Процесс трудовой подготовки школьников: системы и методы реализации процесса трудового обучения [Текст]: учеб.-метод.пособие для студентов высш.учеб.заведений, обучающихся по специальностям: -02 06 02 Технология (по направлениям). Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд); 1-02 03 07-03 Иностранный язык (английский). Технология (обслуживающий труд). – Барановичи: РИО БарГУ, 2012. – 170, [6]с. – 150 экз. – ISBN 978-985-498-517-6.
Методика преподавания обслуживающего труда. Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей: 1-02 06 02 Обслуживающий труд и предпринимательство; 1-02 06 04 Обслуживающий труд и изобразительное искусство Барановичи РИО БарГУ, 2014 – 44с.
Научная деятельность
Сфера научных интересов : процесс трудовой и технологической подготовки школьников, инклюзия одаренных школьников и школьников с особыми потребностями (вызванными отклонениями в здоровье), теория и методика профессионального образования, учебно-воспитательный процесс в высшей школе, технологизация образовательных процессов, научно-методическое обеспечение образовательных процессов, самостоятельная работа обучающихся, учебно-исследовательская деятельность студентов и педагогов, консалтинг в образовательной сфере.
Участие в научных мероприятиях : За последние пять лет приняла участие в 13 форумах международного масштаба, выступала с докладами на 29 Международных научно- практических конференциях в Беларуси, Болгарии, Польше, Словакии, России, Украине.
Реализация научно-исследовательских проектов : в составе Ассоциации профессоров славянских стран принимала участие в следующих исследованиях – Психолого-педагогические проблемы профессионально-личностного развития в условиях университетского образования (2011-13 гг.); Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалистов в университете (2014-15 гг.) Проблемы взаимодействия преподавателя и студента в условиях университетского образования (2016-17 гг.).
Научно-исследовательская работа со студентами : Постоянно осуществляется руководство научно-исследовательской деятельностью студентов в рамках написания курсовых и дипломных работ. За последние пять лет под руководством З.В. Лукашени осуществлено 13 дипломных исследований студентов по следующим проблемам:
- Технологические аспекты реализации игровых форм и методов контроля уровня учебных достижений школьников.
- Содержательный аспект разработки дидактического обеспечения процесса трудового обучения, содействующего формированию технологической культуры школьников.
- Методические аспекты разработки проблемного содержания учебной дисциплины (на примере раздела трудового обучения).
- Методические аспекты разработки системного дидактического обеспечения учебной дисциплины (на примере раздела трудового обучения).
- Дидактические условия реализации профессионального самоопределения школьников на занятиях обслуживающего труда.
- Методические аспекты реализации внеклассной работы по трудовому обучению в нетрадиционной форме.
- Педагогические условия инклюзии одаренных школьников в процессе их трудового обучения.
- Методические аспекты реализации профессиональной ориентации школьников в процессе обучения их технологии вязания крючком.
- Формирование основ этнохудожественной культуры в процессе трудового обучения школьников (на примере выполнения текстильной скульптуры).
- Методические аспекты использования компьютерных технологий в процессе контроля уровня учебных достижений школьников в трудовом обучении.
- Методические аспекты использования коллективных форм обучения при изготовлении индивидуальных объектов трудовой деятельности.
- Дидактические основания для взаимодействия с родителями в процессе осуществления внеклассной работы по трудовому обучению школьников.
- Методические аспекты использования проблемности при разработке тестов для занятий обслуживающего труда.
Результаты данных исследований представлялись и поощрялись дипломами на республиканских и международных конкурсах РБ и РФ.